Анонсы
13 Сентября 2015
Автор:И.И. Егорова, эксперт проекта «Реформа ЖКХ в России»Сумма неоплаченных россиянами в системе ЖКХ долгов уже достигла триллиона рублей. Причинами тому отчасти становятся низкая платежная дисциплина населения, отчасти несовершенство сложившейся системы гражданско-правовых отношений в области взаиморасчетов между поставщиками и потребителями коммунальных услуг. Специалисты проекта «Реформа ЖКХ в России» изучили специфику собираемости платежей в различных регионах и способы, применяемые для повышения уровня сбора. Различные города имеют различную практику. Однако очевидно, что кардинальное решение проблем находится в компетенции федерального законодательства. Цифры и фактыЖилищно-коммунальное хозяйство России – одна из основных отраслей экономики страны. По итогам 2013 г. задолженность за услуги и ресурсы в данной сфере выросла до 886 млрд руб. Такие данные содержатся в докладе, опубликованном в Центре изучения региональных проблем (ЦИРП). Очевидно, что, если проблему не решать, то всю систему коммунального хозяйства и связанные с ней отрасли промышленности в ближайшие годы ждет коллапс. Основные источники формирования задолженности за поставку энергоресурсов в жилищно-коммунальном комплексе: ресурсоснабжающие организации, управляющие жилой недвижимостью и конечные потребители. Основными должниками за газ, например, являются население и теплоснабжающие организации. Их доля с 2008 г. росла опережающими темпами. Характерно, что за последние шесть лет втрое выросли долги предприятий, занимающихся производством и распределением газа, воды и электроэнергии. К сведению: Годовой оборот жилищно-коммунальной сферы составляет 4 трлн руб. В жилищно-коммунальном комплексе страны работают 36 тыс. организаций, 2 млн работников. Объем платежей населения за жилищно-коммунальные услуги превышает 1300 млрд руб. По данным Росстата, за 2013 г. потребители больше всего задолжали производителям электроэнергии (свыше 160 млрд руб.). На долю физических лиц приходится только пятая часть общего долга по жилищно-коммунальным платежам – порядка 20%. Остальные существенные суммы накапливаются из-за долгов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, бюджетных организаций, а также недобросовестных управляющих организаций, которые не перечисляют деньги граждан организациям жилищно-коммунального комплекса. Росстат констатирует, что кредиторская задолженность управляющих организаций ежегодно и неуклонно растет. В частности, долг перед поставщиками ресурсов в общем объеме задолженности вырос с 61% в 2005 г. до 83% в 2013 г. Примечательно, что с бюджетными организациями и внебюджетными фондами управляющие компании стали рассчитываться намного аккуратнее: доля долга перед ними за указанный период снизилась с 27 до 7%. Некоторые недобросовестные ЖСК, ТСЖ и управляющие организации пока еще находят возможности избавляться от долгов с помощью процедуры банкротства. С начала второго полугодия 2014 г. было отмечено снижение темпов роста задолженности. В июне – сентябре объем рос в среднем на 0,9% в месяц, тогда как в предыдущие месяцы темпы роста никогда не опускались ниже полутора процентов. Однако кризисная ситуация в финансово-экономической сфере серьезно усугубила и без того непростую проблему жилищно-коммунальных неплатежей. На данный момент фактический объем неоплаченных услуг преодолел барьер в триллион рублей. Между тем надо отметить, в городах – участниках проекта «Реформа ЖКХ» собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги гораздо выше, чем в среднем по России. Показатель собираемости приблизился к 100%. Вот несколько цифр: Архангельск – 90,2%, Братск – 97,8, Иваново – 96,8, Набережные Челны – 97,9, Новокуйбышевск – 99,1, Оренбург – 944,4, Саранск – 87,3, Тула – 90,6, Чебоксары – 94,6%. Это связано с политикой местных властей в отношении собственников и управляющих организаций, в рамках которой применяются различные методы побуждения к оплате. Между долгами и собственникамиСуществующая схема сбора денег в ЖКХ не способствует сокращению задолженности. Кардинально изменить ситуацию могут прямые договоры поставщиков ресурсов и жителей. Для ресурсоснабжающих организаций одним из выходов являются прямые расчеты с конечными потребителями без посредников в виде управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и проч. Там, где ресурсоснабжающие организации переходят на прямые расчеты, отмечается значительное улучшение платежной дисциплины. Но чтобы реализовать данный механизм, требуется создание розничной инфраструктуры, включающей систему контроля и расчетно-кассовые центры (РКЦ), занимающиеся сверкой и распределением платежей. Жилищно-коммунальная отрасль постепенно выстраивает прозрачные и рыночные отношения, а долги, спровоцированные неплатежами и передающиеся по цепочке участников отношений в отрасли, приводят к тому, что инфраструктура постепенно изнашивается, а деньги, которые могли быть направлены на ее модернизацию, уходят нечистым на руку управляющим и банкам, у которых добросовестные компании берут кредиты на покрытие кассовых разрывов. Сегодня в отрасли сложилась ситуация, когда 77% граждан исправно платят за жилищно-коммунальные услуги. Еще 11% граждан оплачивают свои счета в течение трех месяцев после наступления даты платежа, 7% – в течение полугода. Еще 2,5% – те, кто считает эти услуги чем-то наподобие общественных, бесплатных благ. Тех же, тех, кто действительно находится в тяжелой жизненной ситуации и фактически не может оплачивать счета, согласно статистике энергосбытовых компаний лишь 0,2%. Это социально незащищенные слои населения – отдельные категории пенсионеров и инвалидов. Самый показательный сегмент ЖКХ – энергетика: именно энергосбытовые компании начали первыми, еще лет 10 назад, наводить порядок в платежах. Пример: Компания «ТНС энерго» занимается продажей электроэнергии в 10 субъектах Федерации и контролирует порядка 10% рынка сбыта. В компании делят должников на три группы: – недобросовестных плательщиков, оплачивающих свои счета за электроэнергию в течение трех месяцев; – злостных неплательщиков, которым на оплату счетов нужно от 3 до 12 месяцев; – и всех прочих – либо считающих оплату коммуналки необязательной, либо попавших в трудную жизненную ситуацию. Таких всего набирается 5%, и на их долю приходится около 50% долгов с просрочкой от года. Причины: объективные и субъективные Долговые обязательства управляющих организаций в рамках выполнения договоров управления многоквартирными домами и товариществ собственников жилья вызываются различными причинами. В условном порядке их можно разделить на две категории – объективные и субъективные. К числу объективных причин следует отнести недостаточность доходной базы, точнее – муниципальные тарифы вместо договорной цены, а также избыточное административное давление. Среди основных субъективных причин можно отметить нецелевое использование средств и работу недобросовестных управляющих организаций, пришедших на рынок с целью преднамеренного банкротства. Согласно статистике напрямую в ресурсоснабжающие организации сегодня поступает чуть более половины платежей (51,6%). Через расчетно-кассовые центры проходит 40,8% от общего объема поступающих средств. На долю управляющих организаций приходится 7,1%, и лишь полпроцента от общей массы платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги приходит через товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы. В качестве примера можно привести ресурсоснабжающие организации. В этой сфере долги накапливаются из-за неполной оплаты потребителями поставленной тепловой энергии и теплоносителя. Сюда же следует отнести выставление счетов потребителям на сумму, меньшую стоимости поставленной энергии, а также занижение тарифов по причине учета в операционных затратах не фактических, а лишь нормативных потерь. Кроме того, тарифы могут ограничиваться по индексу их роста. Не способствует снижению долгов и отсутствие компенсаций из бюджета возникающей разницы в фактических и установленных издержках, а также при установлении льготных тарифов. Среди факторов формирования долгов могут возникать и косвенные. Данные факторы происходят из удорожания стоимости коммунальной услуги отопления, которое, в свою очередь, с учетом перечисленных объективных факторов в конечном итоге приводит к росту долгов теплоснабжающих организаций. Не стоит забывать и о значительном числе участников процесса централизованного теплоснабжения и использовании централизованного теплоснабжения в селитебных территориях, где плотность жилищной застройки сравнительно невелика. Сбором платежей как за жилищные, так и за коммунальные услуги занимаются управляющие организации. В общем объеме начислений коммунальные платежи составляют 60–80%, а доля жилищных – 20–40%. В итоге свои финансовые обязательства перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) управляющая организация покрывает за счет платы, внесенной за жилищные услуги. И это в лучшем случае. В худшем же случае она вынуждена брать кредит. После расчета с РСО у управляющей организации на выполнение своей непосредственной функции – обслуживание жилищного фонда остается менее 50% средств, а если был взят кредит, то еще часть средств расходуется на выплату процентов банку. В итоге в первую очередь страдают граждане, своевременно внесшие плату за оказанные услуги: оплата произведена, а услуг получено в лучшем случае на 50% от внесенной суммы. Более подробно о необходимых мерах по повышению финансовой устойчивости и ответственности управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК и кардинальных изменениях ситуации читайте в №7 2015 журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера". http://www.gkh.ru/
Короткая ссылка на новость: https://oprh.ru/~JpTeA
|
Последние новости
12.12.2024
12 декабря - День Конституции Российской Федерации
10.12.2024
Сладкие новогодние подарки военнослужащим из Хакасии
09.12.2024
9 декабря - День Героя Отечества
06.12.2024
Региональный слёте активистов «Движения Первых»
05.12.2024
5 декабря - День добровольца (волонтёра) в России.
04.12.2024
Республиканский конкурс «Предприниматель Хакасии-2024» ВажноСсылки |