Маленькие проблемы большого закона: о контрактной системе в сфере закупок

Маленькие проблемы большого закона: о контрактной системе в сфере закупок
24 Сентября 2018

Тема несовершенства федерального закона о контрактной системе в сфере закупок и неквалифицированных поставщиках поднималась общественниками в Хакасии не раз. Так, на круглом столе #ЧТОНЕТАК, который проводился в Хакасии 30 августа в рамках федерального проекта Общественной палаты России, заместитель председателя Совета старейшин хакасского народа Григорий Майнагашев озвучил проблему качества услуг и продуктов, приобретаемых в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По закону цена услуги является доминирующим критерием, из-за чего регионы и муниципалитеты фактически лишены возможности поддерживать собственных производителей. Григорий Ильич предложил эту проблему обсудить на федеральном уровне в Общественной палате Российской Федерации. Заместитель Секретаря ОП РФ Александр Точенов поддержал инициативу и заявил, что в ближайшее время в региональных общественных палатах и ОП РФ будет развернуто обсуждение необходимых корректировок этого закона.

На прошлой неделе в Общественной палате Республики Хакасия собрались представители министерств и ведомств Республики Хакасия, члены палаты, представители малого бизнеса, чтобы обсудить, что не так с федеральным законом о госзакупках и что в нем хотелось бы изменить.


Подавляющее большинство представителей Общественной палаты Республики Хакасия заявили о крайней неповоротливости федерального закона: много времени уходит от момента подачи заявки до заключения контракта. Как правило, экономия, в виде снижения цены на закупку, выходит боком для конечного потребителя, ведь все отражается на качестве товаров и услуг. Например, не всегда возможно по конкурсным документам определить качество товара или выигрывает поставщик дешевых товаров, отсюда дешевый и некачественный товар влечет дополнительные расходы.

Как рассказали специалисты Госкомитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, федеральный закон регулирует все отношения, связанные с закупками товаров, работ и услуг, от момента возникновения необходимости в них до отчета о получении. В последний раз изменения в данный закон вносились совсем недавно – в июле этого года. В связи с этим организации, осуществляющие закупки, столкнулись с множеством нюансов.

В Общественную палату Хакасии поступает много замечаний от представителей малого бизнеса, республиканских и муниципальных предприятий о правоприменении норм и реализации Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок. В первую очередь, от образовательных и медицинских учреждений, где жизнь и здоровье людей напрямую зависят от добросовестных и квалифицированных поставщиков товаров и услуг.

Так Министерство образования и науки Республики Хакасии выделило три основных проблемы реализации федерального закона - это максимальная ответственность заказчика за любые нарушения при проведении закупок; недобросовестная конкуренция в сфере госзаказа, сговор и манипулирование с заявками; и третье – отсутствие предпочтений местным производителям на уровне субъекта.

Ряд пробелов в законодательстве озвучили специалисты Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Хакасия, а именно: закон о закупках содержит в себе многочисленные отсылочные нормы, например, на иные статьи этого же Закона, на иные нормативно-правовые акты, которые зачастую неизвестны не только участникам закупки, но и некоторым заказчикам (у которых отсутствует информационная справочная система и возможность детального изучения законодательства, так часто изменяющегося), следовательно, в случае указания в самом 44-ФЗ требований действующего законодательства (без использования отсылочных фраз), это значительно облегчило бы работу заказчиков, участников закупки, что, безусловно, способствовало бы расширению круга потенциальных участников закупки и снижению нагрузки на заказчиков.

Общественные палаты Сибирского федерального округа также подключились к обсуждению и направили свои предложения. Общественная палата Алтайского края предлагает сократить сроки рассмотрения и заключения контрактов, увеличить срок нахождения поставщика в Реестре недобросовестных поставщиков, а также ужесточить регистрацию и участие для поставщиков в торгах. Общественная палата Республики Бурятия выразила мнение дополнить ст. 10 ФЗ-44 о предпочтении отечественным производителям.

- К сожалению, федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок допускает к закупкам неквалифицированных поставщиков и имеет пробелы в законодательстве, - прокомментировала Ольга Левченко, председатель Общественной палаты Республики Хакасия. – Мы решили держать эту проблему под контролем общественников и совместно с Общественной палатой Российской Федерации разработать предложения для устранения перекосов в данном законе.

В итоге, участниками заседания было решено направить все предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Общественную палату Российской Федерации для дальнейшего обсуждения и внесения предложений по корректировке данного закона.

 

 

 

Короткая ссылка на новость: https://oprh.ru/~dSM0o