В начале хотелось бы указать, что целевой капитал НКО – это часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и переданного некоммерческой организации в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций.

Формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала могут, осуществляется в целях использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи, охраны окружающей среды, оказание гражданам бесплатной юридической помощи и осуществление их правового просвещения.

Целевой капитал могут формировать некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации.


Целевой капитал некоммерческой организации формируется и пополняется за счет денежных средств в валюте Российской Федерации либо иностранной валюте на основании договоров пожертвования или завещания в соответствии с нормами гражданского законодательства о дарении или о наследовании с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 275-ФЗ.
Также в соответствии с Законом № 275-ФЗ некоммерческая организация может пополнять целевой капитал за счет:
- неиспользованного дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал;
- процентов от размещения на депозитных счетах в кредитных организациях денежных средств, полученных на формирование и (или) пополнение целевого капитала или возвращения управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом;
- дивидендов, процентного дохода, иных доходов по ценным бумагам, полученным на пополнение целевого капитала или возвращенным управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом, при условии выплаты таких доходов эмитентом ценных бумаг и соблюдением установленных Законом № 275-ФЗ сроков подачи такого имущества в доверительное управление управляющей компании.

Согласно п.3 и п. 4 ст. 15 ФЗ №7 «О НКО» в Фонде можно поменять учредителей в любое время, а вот из Ассоциации учредители могут только выйти. Новые «войти» не могут. Более того, выйти учредители могут только добровольно. Принудительное исключение учредителей законом не предусмотрено. Для реализации права на выход – учредитель обязан лично обратиться к нотариусу для заверения документов и сдать их в налоговый орган.
Выход участников (членов) некоммерческих корпораций осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами (статьи 123.5, 123.9 Гражданского кодекса, статья 20 Закона об общественных объединениях, статья 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица также вправе войти в состав учредителей фонда или автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей. Однако механизм внесения в ЕГРЮЛ сведений о новых учредителях фонда действующим законодательством не предусмотрен.
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о новых или выходящих участниках (членах) некоммерческих корпораций не требуется и не осуществляется. Согласно пункту 6 статьи 123.24 Гражданского кодекса по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица. Учитывая, что возможность изменения состава учредителей предусмотрена специальными нормами Гражданского кодекса, сведения о новом учредителе автономной некоммерческой организации могут быть внесены в ЕГРЮЛ.

Учредителями общественной организации могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, собравшие конференцию или учредительное собрание, на котором принимается устав общественной организации, формируются ее руководящие и контрольно-ревизионный органы. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями и членами Общественной организации. 
Учредители общественной организации - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности. На момент государственной регистрации все органы управления формируются из числа учредителей Общественной организации.  
После государственной регистрации учредители общественной организации автоматически становятся членами Общественной организации.  Члены общественной организации формируют ее высший орган управления – Общее собрание (конференцию). В дальнейшем в состав членов общественной организации также могут войти физические лица – полностью дееспособные граждане и юридические лица – общественные объединения.

1. В заявке не стоит указывать конкретную модель оборудования, приобретаемого на средства гранта. Лучше укажите общие характеристики и не занижайте сумму расходов. Например, для реализации вашего проекта необходим принтер или МФУ, но по заявленной стоимости его может не оказаться или он может подорожать. И у вас должно быть экономическое обоснование данного оборудования.
2. При указании оплаты труда штатного работника или по договору ГПХ нужно исходить из средней заработной платы по региону в данной сфере, сколько времени в день будет затрачено. Обратите внимание на опыт сотрудника, возможно он будет выполнять дополнительные обязанности. Все это надо прописать в комментариях. Цифры в бюджеты нужны, но самое главное, как вы объясните, почему они такие.
3. Что касается мероприятий. Не стоит в количественных показателях проекта писать большие цифры (например, по охвату мероприятий). И не забудьте прописать партнеров - это те люди, которые помогут вам бесплатно. Например, в качестве софинасирования партнер №1 предоставит музыкальное оборудование для проведения мероприятия. Пропишите это в комментариях о расходах, на какую сумму и как рассчитывается эта сумма. Эксперты это оценят. Значит вы умеете привлекать ресурсы в свой проект.
Имейте ввиду, что комиссия, которая будет рассматривать вашу заявку, не будет вам перезванивать. Вы должны написать о своем проекте так, чтоб было понятно любому человеку.

Друзья, свои вопросы отправляйте на почту rc19nko@yandex.ru 

Эксперты регионального и федерального этапов оценивают заявки в каждой номинации по следующим критериям:

1.1.Актуальность проекта. По данному критерию оцениваются:

• обоснованность реализации проекта на территории осуществления деятельности;

• соответствие целей проекта приоритетным направлениям социально-экономического развития территории реализации проекта;

• целевая аудитория.

1.2.Социальный эффект от реализации проекта и воздействие на социальную среду. По данному критерию оцениваются:

• показатели социального воздействия оцениваются по следующим индикаторам:

▪ Количество созданных рабочих мест;

▪ Количество трудоустроенных людей из числа социально-незащищенных слоев населения и людей с ОВЗ;

▪ Количество благополучателей – потребителей продукта проекта;

▪ Количество привлеченных волонтеров;

• достигнутый социальный эффект (прирост количественно измеримых показателей на последнюю отчетную дату или за последний календарный год по выбранным заявителем индикаторам социального воздействия);

• перспективы социального воздействия.

1.3.Экономический потенциал и устойчивость – по данному критерию оцениваются:

• Период существования и осуществления деятельности организацией-заявителя (более двух лет- да/нет)

• Наличие партнеров;

• Наличие команды проекта;

• Увеличение количества сотрудников за календарный год;

• Возможность тиражирования и масштабирования проекта

• Привлеченные и используемые ресурсы

• Востребованность предложенного продукта (услуги)

• Финансовые показатели проекта (окупаемость проекта, объем вложенных в проект средств, в т.ч. бюджетных и внебюджетных (из них - собственных и заемных)

1.4.Инновационность – по данному критерию оценивается наличие уникального подхода к решению социальной проблемы по отношению к аналогичным проектам.

1.5.Информационная открытость – по данному критерию оцениваются:

• Наличие публикаций, сюжетов в СМИ и иных информационных ресурсах;

• Наличие официального сайта организации;

• Наличие официальных страниц в социальных сетях в сети Интернет.